Хирург с полувековым стажем Клавдия Макарова:

 «Стать врачом я твердо решила еще будучи ребенком»

 

Сеть медицинских офисов «Diamond clinic» начинает серию материалов о ветеранах здравоохранения, работавших и продолжающих работать в нашей клинике.

 

Первый герой — Клавдия Макарова, врач-хирург с полувековым стажем, Отличник здравоохранения РС(Я), Заслуженный врач РС(Я), хирург высшей квалификационной категории.

 

Много ли вы знаете женщин-хирургов?.. А в те годы, когда трудовая деятельность Клавдии Степановны только началась, женщин — хирургов было всего трое на всю Якутию.

 

Клавдия Степановна Макарова родилась в 1940 году, в далеком таежном селе Энгольжа Нюрбинского района. Интерес к хирургии зародился еще в детстве — отец Клавдии Степановны человек высокоинтеллектуальный, сын донского казака, известного костоправа в селе, вместо сказок перед сном, часто пересказывал детям историю об операции, виртуозно выполненной его дедом. Прадед был известным костоправом в округе. Отец великолепно владел русским языком, учился у деда — ссыльного донского казака. С детства помогал ему, был подручным, таскал приспособления из тонких досок и выделанной кожи для фиксации переломов, вместо гипса. Прокладывали эти приспособления опалённым заячьим мехом. Прадед, мягкими движениями похожими на массаж, выправлял отломки костей, и налаживал, зафиксировав своими приспособлениями.

 

«Как-то раз, моего деда Васильева Андрея Степановича, срочно вызвали разрешить беду: бык знакомого скотовода распорол человеку живот. Да так, что петли кишок вывались прямо на сухой навоз в ограде для скота…  Человек был жив, но конечно, находился в тяжелом состоянии. Осторожно, шаг за шагом, хозяева занесли работника в дом, и отправили за моим прадедом. Он уже тогда сшивал раны, лечил переломы. Вид распоротого живота ничуть не смутил моего деда, — он сразу приметил, что кишечник человека схожс внутренностями зайца и лошади. Готовился к операции основательно –  внутренним чутьем понимал, что здесь требуется особая чистота, по современным понятиям «стерильность». Разожгли огонь в печи,вскипятили два ведра воды для обеззараживания иглы и материалов для сшивания брюшной стенки несчастного. Понятно, что игла была простой швейной, из сундучка хозяйки, и наркоза не было совершенно никакого. Мысль о сшивании брюшной стенки простыми нитками была отвергнута сразу — как минимум, началось бы нагноение! Прадед был человеком неординарного ума, сразу вспомнил, что в природных условиях не портится только человеческий волос. Помогли длинные косы хозяйки — отрезав от самого корня добротную прядь, продезинфицировав в кипятке, костоправ вдел волос в иглу. Промыл многократно кишечник в теплой воде и принялся складывать петли кишечника снизу вверх, так, как и устроено внутри у животных. «Если начинать сверху, то неизбежать заворот кишечника»  — думал он. Очистил брюшную полость от лишней жидкости, смазал петли кишечника прокипяченным остуженным свежим маслом, чтобы петли не слиплись между собой, и вернул кишечник обратно в живот. Человек поправился, и еще долго — долго благодарил моего дедушку за спасение жизни…» — рассказывал отец маленькой Клавдии.

 

Семейная легенда во многом предопределила профессию Клавдии Степановны, но о том, что станет врачом, она твердо решила после тяжелой болезни.

 

«По окончанию школы нас всех отправляли на производство, даже отличников, у  государства был девиз: «Школа — производство — ВУЗ».  Я попала в совхоз, была телятницей, позже стала бригадиром. Мороз в те годы стоял крепкий, всю зиму — 50 градусов. Однажды я заболела — двухсторонняя пневмония. Болела страшно, тяжело, казалось. мне с каждой минутой становилось все хуже и хуже. Пришлось вызывать нашего единственного врача из участковой амбулатории — Евгению Павловну Кустову, которая приехала к намиз далёкой  Новгородской области. С одного конца большой деревни в другой конец, она стала приходить ко мне каждый вечер, в конце рабочего дня, после осмотра пациентов в больнице, несмотря на лютыймороз и плотный туман. Упорно приходила до тех пор, пока я не выздоровела. Меня так поразило ее стремление, добрый голос и чуткие руки, ее забота обо мне, своем пациенте. После выздоровления, я твердо решила — буду врачом!»

 

Долгих четыре года отработала Клавдия Степановна в совхозе. Стремление, неуемное желание стать врачом ни на миг не угасало, и в 1963 году она поступает на лечебный факультет Якутского государственного университета.

 

«Работа в совхозе была высоко оценена, поступать я приехала с отличной характеристикой. Тут меня вызвали к ректору.  Иннокентий Гаврилович Попов предложил стать ветеринарным врачом — уехать в Омский университет и отучится по целевому направлению. Но ведь мое желание стать хирургом было железным, беспрекословным! Возвращаться в совхоз не было абсолютно никакого желания, такая профессия была не для меня. Преодолев смущение, я позволила себе возразить ректору: «Человеческим врачом я хочу стать, человеческим!» Он по-доброму рассмеялся, и отпустил учиться на человеческого врача»вспоминает Клавдия Степановна.

 

Прошли годы, завершилась учеба. После первичной специализации по хирургии, с курсом детской хирургии, травматологии и ортопедии вЯкутске, Клавдия Степановна вернулась в Нюрбу дипломированным хирургом. Работа сразу началась с тяжелых случаев — приходилось оперировать всех: и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин. Хирург в районе должен уметь абсолютно все — удалить аппендицит, соединить открытый перелом, справится с черепно-мозговой травмой и помогать районному гинекологу во время операций. Надо ли говорить, что и за наркоз тогда отвечал сам хирург?.. Но Клавдия Степановна с самого начала практики оперировала, будучи уверенной в себе, действовала твердой рукой, опасалась она иного:

 

«Был случай в самом начале практики: приезжего студента ударили ножом в живот. Задета поперечно-ободочная кишка с повреждением артерии брыжейки и внутренним кровотечением. Мне, начинающему хирургу, пришлось решиться одной провести операцию. Волей случая, старших коллег не оказалось рядом. Надо было иссечь поврежденную часть брыжейки и сшить кишечник «конец в конец» между собой. С наркозом на той операции помогал детский врач и опытные операционные сестры. Операцию я выполнила успешно, студент быстро шел на поправку. Всех родственников я предупредила: пациенту нужно соблюдать диету. Питаться нужно аккуратно. И что вы думаете? Как-то захожу в палату, а его кормят жирным, наваристым таким супом с мясом… Хорошо, что все обошлось, никаких негативных последствий не наступило, и это еще раз доказывает качество выполненной операции.»

 

За все время работы за операционным столом в Нюрбинской больнице, ни один пациент не пожаловался на осложнения, все операции завершились успешно. С тяжелыми операциями детям Клавдии Степановне помогали справится коллеги из столицы. Особенно Клавдия Степановна отмечает  помощь своего однокурсника Пономарева Евгения Николаевича, и гениального детского хирурга Ивана Афанасьевича Полятинского, который чаще всех приезжал к нам районным хирургам, рейсом санитарной авиации, и Виктора Феликсовича Соболевского, именитого детского хирурга, полвека оперировавшего детей, безвременно покинувшего нас в 2018 году.

 

» Был и очень страшный, тяжелый случай. Поступила 12- летняя  девочка с разлитым перитонитом, с врожденной почечной патологией, которая осложнилась острой почечной недостаточностью. Совместно с Виктором Феликсовичем, руководствуясь его указаниями, выполнила операцию, удалили аппендицит, дренировали брюшную полость. Но Соболевский тогда сразу предупредил: «Операция прошла хорошо, но ее не станет через 9 дней, будь готова».  Все назначения он расписал буквально по часам. К сожалению, так и произошло, девочку мы потеряли.»

 

Востребованность переливания крови и ее компонентов в Нюрбинской районной больнице предопределило организацию отделения переливания крови, которое было открыто 1 января 1970 года. Клавдия Степановна была первым врачом отделения переливания крови, по совместительству.

 

«Очень часто, во время операции требовалось переливания крови. Иногда из-за острой необходимости, мне приходилось переливать собственную кровь. Имея первую группу крови, самую распространенную, часто оказывалась подходящим донором для своего же пациента.Огромный вклад внесла в организацию и в дальнейшем в работу всего отделения, медицинская сестра — Таисия Федоровна Мангазеева, за плечами которой был уже опыт работы в таком отделении в городе Барнаул. Тогда мы объездили многие поселки с разъяснительными лекциями о необходимости донорства, и в особенности — срочного, безвозмездного донорства крови.» — вспоминает наша героиня.

 

Позже, переехав в город Якутск, Клавдия Степановна продолжала оставаться активным донором. За многократную безвозмездную дачу крови, была награждена почетной грамотой общества «Красного креста», и значком «Почетный донор СССР второй степени».

 

Врачевание скальпелем в хирургическом стационаре Нюрбы завершилось для Клавдии Степановны по причине счастливого замужества. Супруг Клавдии Степановны – Макаров Владимир Денисович, по профессии инженер вертолетной техники, работал в Маганском Объединенном авиаотряде в г. Якутске.Работа хирургом для нее продолжилась в медицинской санитарной части для работников авиации —  в медсанчасти Якутского Управление Гражданской Авиации Макарова Клавдия Степановна отработала 10 лет. Неоднократно ее работа была отмечена наградами, знаками отличия Ударник Коммунистического труда Почетной грамотой Управления  Гражданской Авиации ЯАССР.

 

«Именно здесь я вплотную познакомилась с онкологией. Это страшное заболевание, оно убивает в человеке все: и душу, и тело.  Одна моя пациентка меня возненавидела, да так и не простила. А знаете за что? За то, что я обнаружила у нее онкологию-саркому злокачественное образование кости. В онкологическом диспансере ей ампутировали ногу, чтобы саркома не распространилась дальше. Так женщина потеряла ногу, но осталась жива, рак был ликвидирован. Пациентка выжила. Почему она меня возненавидела, я не понимаю, ведь все могло закончиться смертью для нее. Не понимаю, но не виню ее за это, онкология — коварное заболевание, оно точит исподтишка, доводит до изнеможения, человек зачастую теряет себя во всех смыслах.»

 

 

В 1983 году наша героиня получает приглашение продолжить свою работу в  поликлинике №1. На то время поликлиника была одной из крупнейших, с большим количеством прикрепленного  населения, работа всегда кипела.

 

«В наш кабинет всегда была большая очередь пациентов.  В особо сложных случаях мы моментально объединялись со специалистами других профилей, вели таких пациентов совместно. Поликлиника работала динамично и высокопрофессионально. Но кроме своей основой работы, мы, врачи, активно принимали участие во всех общественных мероприятиях, в работе санитарных дружин, читали лекции по оказанию первой помощи населению на предприятиях. Не забывали мы и о профориентационной работе: активно сотрудничали со школами, проводили курсы подготовки младших медсестер. Выпускники школ которые пошли наши курсы, имели удостоверение и могли уже работать в больницах и имели дополнительный балл при поступлении в медицинский ВУЗ.« — вспоминает Клавдия Степановна.

 

В 1994 году вслед за своим руководителем, главным врачом  Земфирой Поповой, Клавдия Макарова перешла в новую столичную поликлинику №4 на амбулаторный прием, где ей доверили возглавить хирургическое отделение. Земфире Петровне удалось собрать коллектив, состоящий из высокопрофессиональных специалистов. В результате сотрудничества с медицинским институтом к работе привлекли в качестве консультантов: доктора медицинских наук, профессора Тобохова Александра Васильевича, доцентов кафедр Неустроева Петра Афанасьевича и Готовцеву Анну Ивановну. Амбулаторная помощьвышла на совершенно другой уровень, пересматривались все подходы и тактика ведения пациентов в амбулаторном звене.

«Можно сказать, это был современный многофункциональный медицинский центр со всем арсеналом оборудования и специалистов.В нашем хирургическом отделении была организована полноценная операционная, где врачи могли проводить малые хирургические операции — тем самым пациент не ждал госпитализации в стационар, а получал всю медицинскую помощь на месте. В те 90-ые годы, это было колоссальным прорывом и достижением, и все благодаря таланту организатора и лидера Земфиры Петровны Поповой. За период работы нашей поликлиники было внедрено в работу много новых методик и технологий» — подчеркивает врач.

 

Именно в поликлинике №4 Клавдия Степановна освоила лазерную хирургию — удаление доброкачественных опухолей, грубых рубцов, очищение гнойных ран.

 

«Обращается к нам мужчина преклонных лет, жалуется на образование на спине, спать мешает, говорит. Просим раздеться… А там под лопаткой липома размером с ладонь! Липому в народе часто называют жировиком. Прооперировали, удаленную липому отправили на гистологию — обнаружили рак с метастазами в поджелудочную железу. И таких случаев было немало…»

 

 

 

 

 

Работа в поликлинике завершилась в связи с ее реорганизацией. Тогда Клавдия Степановна узнала о «Даймонд клиник», куда перешли работать многие врачи из поликлиники №4. Все знакомые лица, родные коллеги… Так Клавдия Степановна стала частью коллектива частной клиники.

 

«В государственной поликлинике время для пациента всегда строго ограниченно, врач не может осматривать пациента столько, сколько требует его недуг. В частной клинике ты можешь позволить себе работать с человеком более продолжительной время, что безусловно, хорошо сказывается на качестве общения, сборе данных для клинической картины. Берегут здесь и врачей — после каждого пациента имеется небольшой перерыв для врача, в поликлиниках же принимаешь всех без остановки, что гораздо тяжелее для врача. Мне радостно от того в клинике сохранены принципы высокого профессионализма, культурного уровня общения как с пациентами так и с коллегами. Здесь всегда спокойная и доброжелательная атмосфера. Это заслуга руководителя Ли Валерии Спиридоновны. Я очень горда что являлась членом такой высокопрофессиональной команды. Очень благодарна коллегам за поддержку, понимание и сотрудничество.»

 

Еще один яркий факт в биографии Клавдии Степановны — ее дочь, Светлана Владимировна Семенова, тоже стала известным врачом — она заведующая ожоговым отделением Республиканской больницы №2. Клавдия Степановна очень гордится дочерью — ее первые слова после вопроса о ней звучали именно так:  «Да, моя дочь тоже стала врачом. Она врач травматолог и талантливый руководитель. В ее отделении есть случай успешного восстановления пациента после стопроцентных ожогов!».

 

Молодым специалистам Клавдия Степановна настоятельно рекомендует как можно больше времени проводить за книгами, и не бояться, не стесняться открывать книгу перед операцией, или приемом пациента, ведь книга — это всегда кладезь знаний, читая одно пособие несколько раз, можно открывать для себя каждый раз что-либо новое. Своих книг по медицине у нее скопилось на целую библиотеку, что неудивительно — за плечами почти 50 лет работы. «Мои знания и книги и сейчас продолжают помогать в подготовке молодых врачей через мою дочь и ее супруга -преподавателя Медицинского института СВФУ» — отмечает  в завершение нашей беседы Клавдия Макарова.

 

По решению и обращению коллектива «Даймонд Клиник» Клавдия Степановна была отмечена особым знаком: в день государственности Республики Саха (Якутия), в Торгово-промышленной палате Якутии президент палаты, народный депутат Республики Саха (Якутия) Владимир Членов отметил личный вклад Клавдии Степановныв развитие здравоохранения Якутии, и наградил памятной медалью ТПП РФ «Почетный ветеран труда».